Как сделать подъемные гаражные ворота своими руками с секционной и поворотной системой

Как правило, автоматические конструкции изготавливаются на заказ, но вполне реально сделать гаражные подъемные ворота своими руками. Сложность зависит от выбранной модели, конфигурации, габаритов проема и строительных навыков. Предварительно нужно ознакомиться с принципом работы таких ворот, схемой, чертежами и технологией установки. Изучите предложенные инструкции и принципы монтажа, чтобы реально оценить свои возможности и подготовиться к работе.

Виды подъемных ворот для гаража

Особой эргономичностью и удобством использования отличаются два типа подъемных ворот: поворотные и секционные. Каждая из моделей имеет конструкционные особенности, которые влияют на технологию монтажа, стоимость и срок эксплуатации гаражных ворот.

Подъемные ворота
Подъемные ворота в гараже

Принцип действия подъемно-поворотной конструкции

Поворотные ворота имеют одну цельную створку, которая разворачивается на 90°, поднимается вверх и открывает проем для проезда автомобиля. Принцип действия основан на рычажно-шарнирном механизме или на противовесах. Конструктивно поворотная модель состоит из трех основных элементов:

  1. Коробка – опорная часть, вмонтированная в проем. Материал изготовления: дерево или металл.
  2. Подъемная цельная створка, обрамленная стальной рамой.
  3. Открывающийся механизм. Стандартная комплектация системы включает:
    • балки для крепления направляющих;
    • рельсы для плавного хода воротины;
    • боковые кронштейны для фиксации пружин;
    • рычаги механизма;
    • кронштейны рычага.
Механизмы гаражных ворот
Сравнение механизмов

Установка готовой готовых или создание подъемных ворот своими руками имеет ряд важных плюсов:

  • высокий уровень противовзломности – во многих моделях применяется система блокировки поворотной защелки;
  • бесшумность открывания створки;
  • возможность самостоятельной сборки без привлечения специалистов;
  • пространство перед гаражом остается свободным, что увеличивает парковочное место.

К числу минусов подъемно-поворотных ворот можно отнести:

  • большой вес конструкции требует прочной и надежной рамы;
  • для подъема полотна между машиной и воротами должно оставаться не менее 1,5 м;
  • в «распахнутом» положении створка уменьшает высоту потолка на 25 см;
  • в случае выполнения ремонта отдельных участков придется демонтировать всю створку;
  • такая модель подходит только для проемов прямоугольной формы.
Конструкция поворотно-подъемных ворот

Отличительные особенности подъемно-секционных ворот

Полотно «роллетных» ворот состоит из нескольких панелей толщиной около 50 см. При открытии створки гибкий щит подтягивается под потолок. Перемещение происходит за счет тросов и барабанов, уравновешенных пружинным механизмом. Под потолком и вдоль рамы устанавливаются направляющие, по которым скользят ламели, опирающиеся на ролики. Между собой панели соединяются петлями шарнирного типа.

Ролики, муфты и подвижные элементы изготавливаются из стали или пластика, а направляющие – из материалов, стойких к коррозии. Секции сделаны по типу сэндвич-панелей. Внешнее полотно выполнено из оцинкованной стали или алюминия, а в качестве «начинки» применяется полиуретановая пена или полиэстер. Герметичность стыков роллетных полос обеспечивает пробковый материал, предотвращающий появление «мостиков холода».

Конструкция поворотно-секционных ворот

Основные достоинства гаражных ворот секционного типа:

  • экономия места на подъезде к гаражу;
  • высокая тепло- и звукоизоляция ламелей из сэндвич-панелей – такие ворота оптимально подходят при обустройстве «теплого» помещения;
  • универсальность – конструкция используется в гаражах с проемом разной длины;
  • при поломке не придется менять все полотно – достаточно заменить секцию, вышедшую из строя;
  • безопасность эксплуатации – современные модели оснащены функцией защиты от разрыва троса;
  • привлекательный внешний вид.

Недостатки подъемно-секционных конструкций:

  • сложность самостоятельного монтажа;
  • высокая стоимость;
  • малая устойчивость к взлому;
  • со временем составляющие рабочего механизма (пружины, ролики и т. д.) изнашиваются и подлежат замене.
Элементы ворот для гаража
Схематическое устройство

Аргументы «за» и «против» самостоятельной сборки

В стремлении сэкономить деньги многие принимают решение создать подъемные ворота в гараж своими руками. Однако эта затея не всегда оправдывает намерения и потраченные усилия – самодельные модели дверей-самоходов оказываются нерентабельны.

Для изготовления секционных ворот потребуется несколько условий:

  • навыки расчетов и проектирования конструкций;
  • комплектующие для рабочего механизма;
  • дорогое оборудование.
Подъемные ворота в гараже
Ворота от производителя имеют гарантию до 10 лет

Как вариант, можно подобрать готовый комплект подъемной модели и установить его собственноручно, заручившись пошаговой инструкцией производителя. В этом случае экономия составит до 25% стоимости ворот «под ключ».

Технология монтажа секционных моделей

Перед установкой понадобится выполнить расчет и приобрести готовый комплект. Лучше выбирать изделия надежных производителей: DoorHan, Алютех, Ryterna, Zaiger, LiftMaster, Came, AMMAR. При самостоятельной подборке комплектующих важно учитывать, что механизмы

Основные составляющие и схема сборки

Стандартный комплект для установки секционных ворот включает:

  • сэндвич-панели;
  • направляющие рейки и петли;
  • цепной привод для ручного управления;
  • опорный кронштейн;
  • торсионную пружину, вал и барабан;
  • верхний и нижний уплотнители;
  • дополнительные аксессуары (замок, ручка и другие).

Перед монтажом следует внимательно прочесть инструкцию и разобраться в схеме размещения деталей.

Важно! Устанавливать подъемные гаражные ворота своими руками лучше не в одиночку, а заручившись помощью еще двух-трех человек. Собранное полотно громоздкое и тяжелое (более 100 кг), поэтому работать с ним будет сложно.

Схема монтажа ворот секционного типа

Как правильно выполнить замеры

Тщательные замеры проема позволят рассчитать оптимальные габариты гаражных ворот. Измерения выполняются с учетом следующих требований:

  1. Высота проема (H) обозначает свободное пространство для въезда автомобиля. Если на территорию предполагается заезд транспорта высотой 2 м, то величина ворот должна составить 2,3 м. После монтажа «чистый» проезд составит 2,1 м.
  2. Притолока (L) и заплечники (b1, b2) должны располагаться в единой плоскости. Оптимальный размер величины L – 30-50 см, b1, b2 – не менее 8 см.
  3. Ширина проема (В) измеряется и увеличивается на 4 см (по 2 см зазора с двух сторон).
  4. Глубина гаража (L) должна превышать высоту конструкции.
Замеры для установки ворот
Замеры для расчета габаритов ворот

Необходимые инструменты и материалы

Для подготовки проема и установки конструкции понадобятся:

  • электродрель и насадки S10, S12;
  • перфоратор для подготовки отверстия в бетоне;
  • стремянка;
  • строительный уровень (при сооружении ворот шириною более 5 м желательно использовать лазерный уровень);
  • комплект сверл;
  • шлифмашинка;
  • гаечные ключи;
  • молоток, рулетка;
  • крепежные элементы;
  • средства индивидуальной защиты (перчатки, очки).

Важно! При регулировке конструкции нельзя использовать деревянные клинья и монтажную пену. «Подгонка» выполняется металлическими вкладышами.

Укрепление проема гаража
Укрепление проема металлическими уголками

Подготовка и укрепление дверного проема

Залог бесперебойной работы секционных ворот – расположение проема в одной плоскости со стенами. В противном случае механизм не заработает. Подготовка проема выполняется в несколько этапов:

  1. При необходимости – оштукатурить стены и потолок внутри помещения, так как после крепления направляющих выполнить эту работу качественно не удастся.
  2. Сверить отношение плоскостей между соседними стенами.
  3. Выполнить выравнивание и проверить результат лазерным уровнем.
  4. Притолок и пристенки укрепить металлическим уголком.

На данном этапе надо проверить прочность напольного покрытия и проконтролировать его горизонтальность. Максимально допустимая погрешность – 1 мм.

Монтаж узлов ворот
Сборка и монтаж узлов воротной конструкции

Сборка и монтаж секционного полотна

Последовательность действий:

  1. Нанести разметку под установку направляющих реек.
  2. Вертикальные профили закрепить саморезами.
  3. Установить горизонтальные направляющие.
  4. Проверить расположение стыкующихся реек – они должны находиться под углом 90° относительно друг друга.
  5. Собрать секционное полотно из отдельных панелей.
  6. Закрепить подъемный механизм и элементы управления воротами.
  7. Сверить расположение комплектующих со схемой, указанной в инструкции производителя.
  8. Монтировать ручки, петли, замок и улавливающее устройство для полотна.
  9. Закрепить пружины, отвечающие за подъем и опускание створки.
  10. Установить ограничители и систему защиты от обрыва пружинного троса.

Модели с автоматическим управлением дополняются электрическим приводом. Установка системы производится после отладки «ручного» хода полотна.

Регулировка и проверка работы ворот + видео по монтажу

После монтажа надо проверить плавность хода ворот, расположение полотна в открытом и закрытом положении. Должны насторожить:

  1. Просветы на опущенной створке свидетельствуют о неточных замерах или неправильной установке уплотнителей между ламелями.
  2. Нижний уплотнитель не прилегает к основанию пола. Такой дефект требует регулировки расположения направляющих.
  3. При подъеме ворот на 1-1,5 м балансировочные пружины поднимаются или опускаются. Механизм следует отрегулировать, добившись статичного положения пружин при открытии ворот на ½ высоты проема.

Видео: Этапы монтажа

Инструкция по установке поворотной конструкции

Этот вариант подъемных ворот проще для самостоятельного изготовления. Установка выполняется по окончанию ремонтных работ внутри гаража и подготовки проема. Исключение составляет пол, отделка которого выполняется после монтажа рамы.

Устройство подъемно-поворотных ворот

Разработка проекта подъемно-поворотных ворот

Проектирование конструкции основывается на полученных замерах. При составлении чертежа подъемных ворот для гаража своими руками схематически надо отобразить основные параметры:

  • ширину и высоту проема;
  • величину притолока и пристенка;
  • длину потолочных направляющих и крайней шины;
  • размеры стоек рамы;
  • места крепления монтажных уголков.
Чертеж подъемно-поворотных ворот
Схема подъемно-поворотных ворот

Удобно взять готовые эскизы подъемно-поворотных моделей, выбрать подходящий чертеж и «подогнать» его под имеющиеся габариты гаражного проема.

Чертеж подъемно-поворотных ворот с размерами

Выбор механизма открывания створки

Полотно приводится в действие посредством двух типов механизмов:

  • Шарнирно-рычажный – наиболее распространен благодаря простоте конструкции и надежности. Обеспечивает ровный ход полотна и исключает вероятность блокировки створки. Бесперебойная работа достигается за счет грамотной регулировки натяжения пружин.
  • Механизм на противовесах. К нижним углам рамы прикреплен трос, пропущенный через блок системы. На конце троса фиксируется противовес. Эта схема управления полотном создает высокую нагрузку на каркас и требует установки дополнительных ребер жесткости. Механизм лучше применять при возведении массивных тяжеловесных ворот.
Система поворотных ворот
Устройство системы

Изготовление каркаса и монтаж направляющих

Для создания каркаса воротины допустимо использование металлических профилей или деревянных брусьев. Предпочтение лучше отдать металлу – это обеспечит жесткость и прочность конструкции.

Поворотная створка ворот
Поворотная створка на металлических профилях
Направляющие и ролики ворот
Схема расположения направляющих и роликов

Порядок сборки каркаса:

  1. Из двух вертикальных профилей и одного поперечного собрать раму П-образной формы. Прихватить сваркой и проверить ровность углов.
  2. Каркас приставить к проему и заглубить вертикальные стороны на 2-5 см в стяжку пола.
  3. Зафиксировать направляющие в проеме анкерами. Имеющиеся зазоры между торцом проема и рамой запенить.
  4. Закрепить верхние направляющие на потолке и проверить их горизонтальность.
  5. К рейкам приварить кронштейны для роликов, предусмотрев небольшой отступ в верхней точке. Это необходимо для нормального открывания – полотно не будет цепляться.
  6. Установить ролики.
Ворота из листового металла
Самодельные гаражные ворота из листового металла

Сборка и навешивание полотна ворот + видео-инструкция

В качестве финишного покрытия щита подойдут: профнастил, листовой металл или пластик. Для внутренней начинки можно использовать деревянные доски, а для теплоизоляции – пенопласт или пенополистирол. Установка полотна выполняется в следующей последовательности:

  1. Вымерять диагональ проема и подготовить раму. Детали каркаса полотна прихватить сваркой и примерить – створка должна свободно проходить. Однако зазоры между полотном и направляющими должны быть минимальны.
  2. Окончательно сварить рамы и установить перемычки. Зачистить сварочные швы.
  3. С одной стороны наварить листовой металл. Уложить утеплитель и закрыть полотно вторым слоем металла.
  4. Поверхность створки обезжирить, прогрунтовать и покрасить.
  5. Готовое полотно вставить в направляющие.
  6. Отрегулировать пружины. Они не должны быть жесткими – пружина должна фиксировать створку, а не тянуть вниз.
  7. Установить фурнитуру. Щеколды размещаются с внутренней стороны полотна. Ручки крепятся с обеих сторон створки снизу.

Важно! После проверки работоспособности ворот необходимо позаботиться о безопасности и установить стопоры на рейки. Они не позволят сойти полотну с направляющих.

Видео: Инструкция мастера по самостоятельному монтажу

Сборка и монтаж подъемных ворот требуют от исполнителя профессионализма. Не стоит браться за работу, если нет полной уверенности в собственных силах. Экономия может оказаться нецелесообразной и привести к затратному капитальному ремонту механизма.

Рекомендуем статьи по теме
  • Технологии изготовления садовых калиток из металла своими руками
  • Как сделать раздвижные ворота своими руками с автоматикой и без – схемы и инструкции
  • Как сделать своими руками надежные ворота из дерева для участка или гаража по всем правилам
  • Все виды автоматических ворот и инструкции по монтажу в гараже и на участке
  • Технология изготовления деревянных и металлических распашных ворот своими руками
  • Разновидности конструкций и технология изготовления откатных ворот своими руками
  • Как выбрать ворота в гараж – секционные и другие конструкции в сравнительном обзоре
Фотоальбомы
Добавить комментарий