Как правило, автоматические конструкции изготавливаются на заказ, но вполне реально сделать гаражные подъемные ворота своими руками. Сложность зависит от выбранной модели, конфигурации, габаритов проема и строительных навыков. Предварительно нужно ознакомиться с принципом работы таких ворот, схемой, чертежами и технологией установки. Изучите предложенные инструкции и принципы монтажа, чтобы реально оценить свои возможности и подготовиться к работе.
- Виды подъемных ворот для гаража
- Принцип действия подъемно-поворотной конструкции
- Отличительные особенности подъемно-секционных ворот
- Аргументы «за» и «против» самостоятельной сборки
- Технология монтажа секционных моделей
- Основные составляющие и схема сборки
- Как правильно выполнить замеры
- Необходимые инструменты и материалы
- Подготовка и укрепление дверного проема
- Сборка и монтаж секционного полотна
- Регулировка и проверка работы ворот + видео по монтажу
- Инструкция по установке поворотной конструкции
Виды подъемных ворот для гаража
Особой эргономичностью и удобством использования отличаются два типа подъемных ворот: поворотные и секционные. Каждая из моделей имеет конструкционные особенности, которые влияют на технологию монтажа, стоимость и срок эксплуатации гаражных ворот.
Принцип действия подъемно-поворотной конструкции
Поворотные ворота имеют одну цельную створку, которая разворачивается на 90°, поднимается вверх и открывает проем для проезда автомобиля. Принцип действия основан на рычажно-шарнирном механизме или на противовесах. Конструктивно поворотная модель состоит из трех основных элементов:
- Коробка – опорная часть, вмонтированная в проем. Материал изготовления: дерево или металл.
- Подъемная цельная створка, обрамленная стальной рамой.
- Открывающийся механизм. Стандартная комплектация системы включает:
- балки для крепления направляющих;
- рельсы для плавного хода воротины;
- боковые кронштейны для фиксации пружин;
- рычаги механизма;
- кронштейны рычага.
Установка готовой готовых или создание подъемных ворот своими руками имеет ряд важных плюсов:
- высокий уровень противовзломности – во многих моделях применяется система блокировки поворотной защелки;
- бесшумность открывания створки;
- возможность самостоятельной сборки без привлечения специалистов;
- пространство перед гаражом остается свободным, что увеличивает парковочное место.
К числу минусов подъемно-поворотных ворот можно отнести:
- большой вес конструкции требует прочной и надежной рамы;
- для подъема полотна между машиной и воротами должно оставаться не менее 1,5 м;
- в «распахнутом» положении створка уменьшает высоту потолка на 25 см;
- в случае выполнения ремонта отдельных участков придется демонтировать всю створку;
- такая модель подходит только для проемов прямоугольной формы.
Отличительные особенности подъемно-секционных ворот
Полотно «роллетных» ворот состоит из нескольких панелей толщиной около 50 см. При открытии створки гибкий щит подтягивается под потолок. Перемещение происходит за счет тросов и барабанов, уравновешенных пружинным механизмом. Под потолком и вдоль рамы устанавливаются направляющие, по которым скользят ламели, опирающиеся на ролики. Между собой панели соединяются петлями шарнирного типа.
Ролики, муфты и подвижные элементы изготавливаются из стали или пластика, а направляющие – из материалов, стойких к коррозии. Секции сделаны по типу сэндвич-панелей. Внешнее полотно выполнено из оцинкованной стали или алюминия, а в качестве «начинки» применяется полиуретановая пена или полиэстер. Герметичность стыков роллетных полос обеспечивает пробковый материал, предотвращающий появление «мостиков холода».
Основные достоинства гаражных ворот секционного типа:
- экономия места на подъезде к гаражу;
- высокая тепло- и звукоизоляция ламелей из сэндвич-панелей – такие ворота оптимально подходят при обустройстве «теплого» помещения;
- универсальность – конструкция используется в гаражах с проемом разной длины;
- при поломке не придется менять все полотно – достаточно заменить секцию, вышедшую из строя;
- безопасность эксплуатации – современные модели оснащены функцией защиты от разрыва троса;
- привлекательный внешний вид.
Недостатки подъемно-секционных конструкций:
- сложность самостоятельного монтажа;
- высокая стоимость;
- малая устойчивость к взлому;
- со временем составляющие рабочего механизма (пружины, ролики и т. д.) изнашиваются и подлежат замене.
Аргументы «за» и «против» самостоятельной сборки
В стремлении сэкономить деньги многие принимают решение создать подъемные ворота в гараж своими руками. Однако эта затея не всегда оправдывает намерения и потраченные усилия – самодельные модели дверей-самоходов оказываются нерентабельны.
Для изготовления секционных ворот потребуется несколько условий:
- навыки расчетов и проектирования конструкций;
- комплектующие для рабочего механизма;
- дорогое оборудование.
Как вариант, можно подобрать готовый комплект подъемной модели и установить его собственноручно, заручившись пошаговой инструкцией производителя. В этом случае экономия составит до 25% стоимости ворот «под ключ».
Технология монтажа секционных моделей
Перед установкой понадобится выполнить расчет и приобрести готовый комплект. Лучше выбирать изделия надежных производителей: DoorHan, Алютех, Ryterna, Zaiger, LiftMaster, Came, AMMAR. При самостоятельной подборке комплектующих важно учитывать, что механизмы
Основные составляющие и схема сборки
Стандартный комплект для установки секционных ворот включает:
- сэндвич-панели;
- направляющие рейки и петли;
- цепной привод для ручного управления;
- опорный кронштейн;
- торсионную пружину, вал и барабан;
- верхний и нижний уплотнители;
- дополнительные аксессуары (замок, ручка и другие).
Перед монтажом следует внимательно прочесть инструкцию и разобраться в схеме размещения деталей.
Важно! Устанавливать подъемные гаражные ворота своими руками лучше не в одиночку, а заручившись помощью еще двух-трех человек. Собранное полотно громоздкое и тяжелое (более 100 кг), поэтому работать с ним будет сложно.
Как правильно выполнить замеры
Тщательные замеры проема позволят рассчитать оптимальные габариты гаражных ворот. Измерения выполняются с учетом следующих требований:
- Высота проема (H) обозначает свободное пространство для въезда автомобиля. Если на территорию предполагается заезд транспорта высотой 2 м, то величина ворот должна составить 2,3 м. После монтажа «чистый» проезд составит 2,1 м.
- Притолока (L) и заплечники (b1, b2) должны располагаться в единой плоскости. Оптимальный размер величины L – 30-50 см, b1, b2 – не менее 8 см.
- Ширина проема (В) измеряется и увеличивается на 4 см (по 2 см зазора с двух сторон).
- Глубина гаража (L) должна превышать высоту конструкции.
Необходимые инструменты и материалы
Для подготовки проема и установки конструкции понадобятся:
- электродрель и насадки S10, S12;
- перфоратор для подготовки отверстия в бетоне;
- стремянка;
- строительный уровень (при сооружении ворот шириною более 5 м желательно использовать лазерный уровень);
- комплект сверл;
- шлифмашинка;
- гаечные ключи;
- молоток, рулетка;
- крепежные элементы;
- средства индивидуальной защиты (перчатки, очки).
Важно! При регулировке конструкции нельзя использовать деревянные клинья и монтажную пену. «Подгонка» выполняется металлическими вкладышами.
Подготовка и укрепление дверного проема
Залог бесперебойной работы секционных ворот – расположение проема в одной плоскости со стенами. В противном случае механизм не заработает. Подготовка проема выполняется в несколько этапов:
- При необходимости – оштукатурить стены и потолок внутри помещения, так как после крепления направляющих выполнить эту работу качественно не удастся.
- Сверить отношение плоскостей между соседними стенами.
- Выполнить выравнивание и проверить результат лазерным уровнем.
- Притолок и пристенки укрепить металлическим уголком.
На данном этапе надо проверить прочность напольного покрытия и проконтролировать его горизонтальность. Максимально допустимая погрешность – 1 мм.
Сборка и монтаж секционного полотна
Последовательность действий:
- Нанести разметку под установку направляющих реек.
- Вертикальные профили закрепить саморезами.
- Установить горизонтальные направляющие.
- Проверить расположение стыкующихся реек – они должны находиться под углом 90° относительно друг друга.
- Собрать секционное полотно из отдельных панелей.
- Закрепить подъемный механизм и элементы управления воротами.
- Сверить расположение комплектующих со схемой, указанной в инструкции производителя.
- Монтировать ручки, петли, замок и улавливающее устройство для полотна.
- Закрепить пружины, отвечающие за подъем и опускание створки.
- Установить ограничители и систему защиты от обрыва пружинного троса.
Модели с автоматическим управлением дополняются электрическим приводом. Установка системы производится после отладки «ручного» хода полотна.
Регулировка и проверка работы ворот + видео по монтажу
После монтажа надо проверить плавность хода ворот, расположение полотна в открытом и закрытом положении. Должны насторожить:
- Просветы на опущенной створке свидетельствуют о неточных замерах или неправильной установке уплотнителей между ламелями.
- Нижний уплотнитель не прилегает к основанию пола. Такой дефект требует регулировки расположения направляющих.
- При подъеме ворот на 1-1,5 м балансировочные пружины поднимаются или опускаются. Механизм следует отрегулировать, добившись статичного положения пружин при открытии ворот на ½ высоты проема.
Видео: Этапы монтажа
Инструкция по установке поворотной конструкции
Этот вариант подъемных ворот проще для самостоятельного изготовления. Установка выполняется по окончанию ремонтных работ внутри гаража и подготовки проема. Исключение составляет пол, отделка которого выполняется после монтажа рамы.
Разработка проекта подъемно-поворотных ворот
Проектирование конструкции основывается на полученных замерах. При составлении чертежа подъемных ворот для гаража своими руками схематически надо отобразить основные параметры:
- ширину и высоту проема;
- величину притолока и пристенка;
- длину потолочных направляющих и крайней шины;
- размеры стоек рамы;
- места крепления монтажных уголков.
Удобно взять готовые эскизы подъемно-поворотных моделей, выбрать подходящий чертеж и «подогнать» его под имеющиеся габариты гаражного проема.
Выбор механизма открывания створки
Полотно приводится в действие посредством двух типов механизмов:
- Шарнирно-рычажный – наиболее распространен благодаря простоте конструкции и надежности. Обеспечивает ровный ход полотна и исключает вероятность блокировки створки. Бесперебойная работа достигается за счет грамотной регулировки натяжения пружин.
- Механизм на противовесах. К нижним углам рамы прикреплен трос, пропущенный через блок системы. На конце троса фиксируется противовес. Эта схема управления полотном создает высокую нагрузку на каркас и требует установки дополнительных ребер жесткости. Механизм лучше применять при возведении массивных тяжеловесных ворот.
Изготовление каркаса и монтаж направляющих
Для создания каркаса воротины допустимо использование металлических профилей или деревянных брусьев. Предпочтение лучше отдать металлу – это обеспечит жесткость и прочность конструкции.
Порядок сборки каркаса:
- Из двух вертикальных профилей и одного поперечного собрать раму П-образной формы. Прихватить сваркой и проверить ровность углов.
- Каркас приставить к проему и заглубить вертикальные стороны на 2-5 см в стяжку пола.
- Зафиксировать направляющие в проеме анкерами. Имеющиеся зазоры между торцом проема и рамой запенить.
- Закрепить верхние направляющие на потолке и проверить их горизонтальность.
- К рейкам приварить кронштейны для роликов, предусмотрев небольшой отступ в верхней точке. Это необходимо для нормального открывания – полотно не будет цепляться.
- Установить ролики.
Сборка и навешивание полотна ворот + видео-инструкция
В качестве финишного покрытия щита подойдут: профнастил, листовой металл или пластик. Для внутренней начинки можно использовать деревянные доски, а для теплоизоляции – пенопласт или пенополистирол. Установка полотна выполняется в следующей последовательности:
- Вымерять диагональ проема и подготовить раму. Детали каркаса полотна прихватить сваркой и примерить – створка должна свободно проходить. Однако зазоры между полотном и направляющими должны быть минимальны.
- Окончательно сварить рамы и установить перемычки. Зачистить сварочные швы.
- С одной стороны наварить листовой металл. Уложить утеплитель и закрыть полотно вторым слоем металла.
- Поверхность створки обезжирить, прогрунтовать и покрасить.
- Готовое полотно вставить в направляющие.
- Отрегулировать пружины. Они не должны быть жесткими – пружина должна фиксировать створку, а не тянуть вниз.
- Установить фурнитуру. Щеколды размещаются с внутренней стороны полотна. Ручки крепятся с обеих сторон створки снизу.
Важно! После проверки работоспособности ворот необходимо позаботиться о безопасности и установить стопоры на рейки. Они не позволят сойти полотну с направляющих.
Видео: Инструкция мастера по самостоятельному монтажу
Сборка и монтаж подъемных ворот требуют от исполнителя профессионализма. Не стоит браться за работу, если нет полной уверенности в собственных силах. Экономия может оказаться нецелесообразной и привести к затратному капитальному ремонту механизма.